Они уже все могут // Проводив Владимира Путина, Татария заявила о себе во весь голос
1 сентября 2005 года

Первый съезд Всемирного конгресса татар (ВКТ) прошел в июне 1992 года в соответствии с указом президента Татарии Минтимера Шаймиева. В отличие от Татарского общественного центра и Милли-меджлиса, декларировавших достижение полной независимости Татарии от России, ВКТ объявил своей целью возрождение татарами "языка, культуры, обычаев и традиций", а также содействие развитию связей с соотечественниками. Самым громким решением ВКТ стала резолюция первого съезда о переводе татарского языка на латинскую графику. В последние годы ВКТ воздерживался от критики федеральной власти.

На торжественное собрание ВКТ, посвященное тысячелетию Казани, в столицу Татарии съехались 1200 татар из 26 стран мира. Участие президента Татарии в конгрессе не планировалось, однако Минтимер Шаймиев все-таки приехал. "Я должен был ехать на прямое включение с федеральным телевидением, но я не мог не зайти туда, где собрались мои братья и сестры", - объяснил президент, поднявшись на трибуну. Без этого, отметил он, "праздник не был бы полноценным".

Господин Шаймиев не стал перечислять достижения республики за годы его правления и сразу констатировал: "Мы заслужили уважение всего мира. Мы заслужили этот праздник. Мы можем все!". В доказательство он привел веский пример: "В пятницу Владимир Владимирович Путин выступил перед нами по-татарски. И теперь все рассказывают об этом: смотрите, даже Путин стал учить татарский!". Как полагает глава республики, господин Путин тем самым оказал татарам бесценную услугу, поскольку "снял все предвзятое отношение к татарскому народу" и "показал, что наш народ может служить образцом для всех народов России". Господин Шаймиев отметил, что подготовка к тысячелетию Казани дала татарам уверенность в себе и научила "ничего не бояться", а напоследок еще раз повторил: "Мы все можем", - и предложил использовать эту фразу в качестве татарской национальной идеи.

Выступление главы республики вдохновило участников конгресса, которые обрушились с резкой критикой на федеральный центр. Председатель исполкома ВКТ Ринат Закиров прямо обвинил Москву в том, что, укрепляя вертикаль власти, она не позаботилась об интересах национальных меньшинств. "Сосредоточив в своих руках все материальные ресурсы, федеральный центр, кажется, не подумал о сохранении и развитии наций. Получается, Татарстан должен заботиться об этом в одиночку, - заявил он, напомнив, что пассивная позиция федерального центра по национальному вопросу ярче всего иллюстрируется положением татар в Башкирии. - Их стремление сохранить свой язык воспринимается башкирским правительством чуть ли не как экстремизм. А федеральный центр мог бы воздействовать на башкирскую власть". Претензии у главы исполкома ВКТ есть и к другим субъектам Федерации: "В регионах России татарский язык исчезает просто катастрофически, поскольку в крупных городах практически невозможно открыть национальные школы".

Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин указал на признаки духовного упадка нации: "Татары женятся на русских и потом крестят своих детей. На Сабантуях угощают водкой и свининой. В мечетях 80% - беженцы, которые не знают татарского и просят читать проповеди на русском языке. Пора бить тревогу!".

Но самым резким стало выступление писательницы Фаузии Байрамовой - бывшего лидера партии "Иттифак", которая в 90-х годах проповедовала крайне националистические взгляды и призывала к отделению республики от России. Госпожа Байрамова заявила, что праздник, по поводу которого все собрались, - это "праздник в клетке". При этом она ясно дала понять, что татарская клетка - это Россия. "С Урала нас прижимает китайская империя. С Запада идут христиане, эти крестоносцы, которые хотят нас подавить", - заявила она и призвала татар восстановить свою государственность, отделившись от всех. В отличие от господина Шаймиева, который отмечал успехи татар, докладчица утверждала, что ее народ "валяется в пыли и грязи".

Очевидно, что созданная президентом Шаймиевым и полностью контролируемая татарскими властями организация не могла не согласовать сценарий мероприятия с республиканским руководством. Поэтому появление Минтимера Шаймиева на конгрессе весьма показательно.

Он и сам ранее выступал с резкими заявлениями в адрес Москвы. В 2000 году президент Татарии выступал против смены принципа формирования Совета Федерации, а год назад называл идею отмены губернаторских выборов "попыткой государственного переворота". Тем не менее, не имея реальной альтернативы господину Шаймиеву и, главное, опасаясь обострения ситуации в республике, федеральный центр неизменно шел навстречу татарскому лидеру. В 2001 году, когда истекал второй срок полномочий господина Шаймиева, специально под него с подачи Кремля Госдума приняла поправки, разрешающие главам регионов переизбираться на третий срок. А после отмены выборов Минтимер Шаймиев стал одним из первых региональных лидеров, который был переназначен на новый срок.

Судя по всему, и теперь татарские власти решили напомнить федеральному центру, что национальная проблема в республике по-прежнему стоит довольно остро. При этом сам президент Татарии как бы дистанцировался от наиболее резких выступлений, поскольку сразу после своего выступления покинул зал заседаний. Зато в пятницу и субботу, когда в Казани проходили заседание Госсовета и саммит СНГ, господин Шаймиев благодарил президента Путина за организацию празднования (на подготовку к нему в рамках двух федеральных целевых программ из федерального бюджета было выделено 69,3 млрд. рублей) и всячески демонстрировал солидарность с политикой Москвы. С трибуны Госсовета президент Татарии убеждал губернаторов в том, что изгнание региональных лидеров из Совета Федерации и создание для них не имеющего никаких полномочий консультативного Госсовета, а также отмена всенародных губернаторских выборов полностью оправдали себя.


Екатерина ВОРОБЬЕВА, Алла БАРАХОВА, "Коммерсантъ".